A
A
A

Новости

Администрация города Тамбова Тамбовской области

«Особенные» первоклассники учатся в обычных школах Тамбова

В двух школах областного центра в этом учебном году открыли специальные классы для особенных первоклассников. 17 юных горожан с расстройствами аутистического спектра и ментальными нарушениями посещают обычные школы, но обучаются по адаптированным программам. Специалисты констатируют — процесс микросоциализации «необычных» учеников в школах №5 и №31 проходит успешно.

18.09.2019 14:31

Школа № 5 имени Ю.А. Гагарина - участник пилотного проекта региона по формированию единой региональной системы взаимодействия между органами исполнительной власти, организациями и семьями, воспитывающими детей с ментальными нарушениями, обладатель миллионного гранта. На эти средства школа оборудовала два помещения для занятий первоклассников с ранним детским аутизмом.

«Полностью заменили систему отопления, новые жалюзи повесили, современное освещение. Один из классов не велик, но в нем уютно и тепло. В классе 8 учеников, занимаются они за одноместными партами, которые под наклоном и регулируются по высоте. В течение месяца мы получим комплект новой мебели, столы, стулья, мягкое покрытие, часть дидактического материала», - рассказала директор школы №5 Валентина Шестакова.

Для образовательного процесса приобрели необходимый учебный и дидактический материал, наборы учебников и специальные пособия. У каждого ученика специальный бейдж с телефонами родителей и папка альтернативной коммуникации с карточками PECS.

«С помощью карточек PECS мы общаемся с невербальными детьми. Они специально созданы для ребят, у которых трудности с речью и общением. Если ученик не понимает обращенную речь, мы показываем ему карточки с картинками, он, в свою очередь, выбирает нужную ему информацию из своих карточек. Дети привыкают, процесс их микроадаптации в классе проходит успешно. Более того, они обедают в столовой вместе с другими учениками школы», - рассказала учитель-дефектолог школы № 5 имени Ю.А.Гагарина Алина Степанова.

С «необычными» первоклассниками работают 5 специалистов с высшим профессиональным образованием — учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель начальной школы, тьюторы. Все они прошли специализированные курсы переподготовки, некоторые и сейчас посещают обучающие семинары.

Индивидуальные занятия с детьми проводят в отдельном классе. Все как у обычных первоклассников - подготовка руки к письму, математический блок, работа у доски. Но рядом с учебной зоной уголок для отдыха и игры. И большое зеркало - необходимый атрибут для психологической и эмоциональной разгрузки. Есть в школе и сенсорная комната, в которой новые ученики - частые гости. По словам учителей, школьники к первоклассникам из специального класса доброжелательны и деликатны. Для них в новых учениках нет ничего необычного, ведь в школе не первый год обучаются слабослышащие дети, есть среди учеников и инвалид-колясочник.

Школа № 31 является муниципальной базовой площадкой по обучению детей с расстройствами аутистического спектра. С этого года в ресурсный класс пришли учиться 9 первоклассников. Для них также оборудовали два кабинета. Специального гранта не получали, рассчитывали на собственные силы и спонсорскую помощь. 130 тысяч рублей на эти цели получили из областного бюджета, 200 тысяч рублей на счет школы перечислил бывший ученик, 30 тысяч привлекли из внебюджетных средств.

«Закупили конструкторы и развивающие наборы Монтессори, кубики, мячи, фигуры с пазлами для работы «один на один» с учителем-дефектологом или учителем-логопедом. Новые жалюзи, мягкий модуль, маркерная доска. К середине октября ждем новую мебель — парты с перегородками для коррекционных занятий. Поменять светильники помогли родители. Они же единогласным решением приобрели и установили за свой счет камеры видеонаблюдения, чтобы наблюдать за ходом урока и своими детьми», - рассказала заместитель директора школы №31 Ольга Кораблина.

У обычных детей без особенностей адаптация длится до 6 месяцев. Возможно, что «особенные» ученики будут приспосабливаться к условиям школьной жизни весь первый класс. Но уже сегодня они очень хорошо понимают, что такое урок, говорят педагоги. Особых сложностей с ними нет. Ранее дети с расстройствами аутистического спектра в Тамбове обучались на дому. Теперь они могут посещать обычную школу и получать бесценный опыт общения с другими детьми.